Почему на Руси отмечали Новый год в сентябре — вас это удивит не на шутку
Изначально Новый год наши предки встречали в начале весны, а позднее праздник перенесли на осень. Отмечали его с большим размахом, не забывая про особые традиции и приметы, которые помогали начать год с хорошей ноты.
Что для нас сегодня значит Новый год? Прежде всего, это время подведения итогов и постановка новых целей, а ещё долгожданный отдых и перегрузка перед очередной главой нашей жизни. За окном неизменно лежат горы снега, в парках залиты катки, где по кругу катаются взрослые и дети, дома стоит наряженная сверкающая ёлка, а в воздухе витает ощущение волшебства. А знаете ли вы, что так было далеко не всегда?
В древней Руси Новый год назывался Новолетием. Славяне предпочитали не пользоваться пришедшим с немецких земель словом «год», отдавая предпочтение исконно русскому варианту «лето».
Первоначально наши предки праздновали его в дни весеннего равноденствия. Обычно это было с 21 по 25 марта, но чаще всего даты несколько смещались, согласно лунному циклу. По поверьям считалось, что в эти дни зима наконец покидает края и даёт «зелёный свет» началу посевных работ. Этот период совпадал с новым аграрным сезоном и символизировал рождение бога весеннего солнца и плодородия Ярило.
Отмечали его с размахом: собирались праздничные застолья, традиционно проводились обрядовые хороводы, а люди ходили друг к другу в гости с пожеланиями обильного урожая.
В 1492 году великий московский князь Иван III принял решение сместить официальные мартовские даты и перенёс празднование Нового года на 1 сентября по старому стилю — 14 сентября в современном календаре — что одновременно считалось и Церковным новым годом (который, к слову, до сих пор отмечается в православных общинах). Но празднование рождения славянского божества тоже осталось, несколько изменив саму структуру и название. Это знакомая каждому из нас Масленица, на которую традиционно пекут блины.
Во времена правления Ивана III Новолетие имело и еще один смысл — он являлся единым днём сбора всей существующей подати с оброчного населения. Помимо праздновств, в этот день крестьяне везли на царское подворье всю дань, оброки и разнообразные пошлины, а сами угощались медовухой и киселём. Царь же в это время принимал у себя в Кремле бояр, которые приходили к нему не только угоститься, но и снискать справедливость.
Тем не менее, несмотря на меняющиеся месяцы и даты, Новый год считался большим праздником на Руси, который неизменно сопровождался своими особенными традициями и поверьями.
Так, накануне долгожданного дня, в домах гасили старый огонь, а утром зажигали новый, как символ наступивших перемен. Обильные праздничные застолья были обязательной частью празднества. Они мало чем отличались от тех, что мы знаем сегодня, разве что алкоголь на столах практически не присутствовал, а порой и вовсе был под запретом.
Люди собирались большими компаниями и обходили свои пашни и сады с песнями, в которых прославлял богов и задабривали их на богатый урожай в грядущем году. Вечером неизменно разжигался огромный костёр, вокруг которого весело водили хороводы и славили богов природы.
Нередко случалось и такое, что в Новолетие люди массово переезжали и приглашали гостей на новоселье. Главное успеть завершить все дела, уплатить дани и пошлины. Только после этого праздник мог официально начинаться!
А многие женщины проделывали ещё и специальный ритуал с кашей. Сначала они тщательно растапливали печь и до тех пор, пока она не была готова, к муке ни в коем случае не прикасались, иначе прока от будущего чудо-блюда попросту не могло оказаться.
Во время приготовления они шептали специальные заклинания, призывая будущий год стать плодородным и удачным, а ещё загадывали желание: чтобы все их домочадцы всегда были сыты. Затем горшку с кашицей низко кланялись, ставили его в печь и начинали тщательно наблюдать: если она убегала, то становилось ясно, что надеждам не суждено будет сбыться, а если каша получилась наваристой, то значит духи Новолетия высказывают свою доброжелательность и весь год всё семейство будет жить в добром здравии, только успевая собирать посевы.
Так продолжалось до декабря 1699 года. Тогда Петр I вновь принял решение изменить праздничные даты «гражданского календаря», ориентируясь на Западную Европу и балканских славян, которые праздновали Новый год зимой. Российский император принял решение также ввести и прогрессивное летоисчисление, которое начинается не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Своё решение он объяснил просто: в России проживает много национальностей, которые считают, что новый год начинается именно со вторым зимним месяцем.
Празднование самого торжества также изменилось, приобретя европейские привычки. Так, каждый дом красочно украшался самодельным декором, а фейерверки стали неотъемлемой частью ровно также как и обмен подарками.
А вот привычка наряжать хвойное дерево осталась с древней Руси. Тогда люди украшали ель и верили, что её колючки отгоняют злых духов от жилища. Как правило, этот ритуал проделали перед 25 декабря и возвращали все обратно 6 января — это были даты праздника Коляда. В эти дни люди старались проводить специальные обряды, которые могли помочь задобрить зимних духов
Так Новолетие стало полноценным светским праздником под названием Новый год, который с огромным размахом отмечали высокопоставленные люди. Несмотря на то, что противников у таких новшеств было не мало, многие крестьяне долго сопротивляться не стали и вскоре привыкли к таким «европейским» изменениям.
Кстати, по словам учёных-астрономов, мы до сих пор можем начинать отсчёт нового года с абсолютно любой даты. Дело в том, что все точки земной орбиты совершенно равноправны, поэтому совершенно безразлично, какую именно из них брать за стартовую.